Лечение новорожденных с неполной мембраной двенадцатиперстной кишки
- Авторы: Нафикова Р.А.1,2, Гумеров А.А.1, Галимов И.И.1, Неудачин А.Е.2
-
Учреждения:
- Башкирский государственный медицинский университет
- Республиканская детская клиническая больница
- Выпуск: Том 11, № 3 (2021)
- Страницы: 359-366
- Раздел: Оригинальные исследования
- Дата подачи: 21.07.2021
- Дата принятия к публикации: 08.08.2021
- Дата публикации: 13.10.2021
- URL: https://rps-journal.ru/jour/article/view/977
- DOI: https://doi.org/10.17816/psaic977
- ID: 977
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Неполная или перфорированная мембрана двенадцатиперстной кишки — редкая патология развития желудочно-кишечного тракта.
Цель работы — провести анализ результатов диагностики и лечения детей с данным заболеванием в условиях Республиканской детской клинической больницы г. Уфы.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ историй болезней 34 детей, оперированных по поводу неполной мембраны двенадцатиперстной кишки в период с 2005 по 2020 г. Проанализированы особенности анамнеза жизни детей, клинической картины заболевания, наличие сочетанных аномалий развития, данные лабораторно-инструментальных обследований, способы хирургической коррекции, послеоперационный период. Всем детям проводились ультразвуковое исследование органов брюшной полости и рентгенография с контрастированием верхних отделов желудочно-кишечного тракта сульфатом бария. Эзофагогастродуоденоскопия выполнена в 17 наблюдениях.
Результаты. Антенатально диагноз был установлен в 21 наблюдении. Возраст на момент госпитализации — 9,7 ± 2,7 сут. Дети поступали с такими симптомами, как постоянные срыгивания или рвота створоженным молоком, иногда с примесью желчи (22 наблюдения). Вздутие живота в эпигастральной области, западение нижних отделов живота, низкая прибавка массы тела после рождения выявлено у 9 детей, у 5 детей наблюдалась отрицательная динамика веса. В 13 (38,2 %) случаях у детей имелись сопутствующие аномалии развития. У 4 (11,7 %) детей был синдром Дауна. Оперативное лечение 10 детей проведено лапароскопически, у 24 — лапаротомным доступом, в том числе в 3 наблюдениях осуществлена конверсия. Операция заключалась в дуоденотомии, частичном иссечении мембраны, ушивании двенадцатиперстной кишки. Энтеральное кормление было начато на 4,9-й (±0,6) день после операции. Продолжительность госпитализации в среднем составила 27 ± 1,4 дней.
Заключение. Наличие у детей младенческого возраста рвоты или частых срыгиваний, а также низкая прибавка в весе должны настораживать педиатров и детских хирургов. Частое сочетание мембраны с другими пороками развития обусловливает необходимость проведения комплексного обследования. Лапароскопическое иссечение мембраны двенадцатиперстной кишки считается предпочтительным методом лечения.
Ключевые слова
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Атрезия двенадцатиперстной кишки (ДПК) — один из наиболее частых врожденных пороков развития желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) [1, 2]. К одному из вариантов атрезии относится мембранозный тип. В данной работе мы рассматривали редко встречающуюся разновидность порока — неполную мембрану ДПК. Частота встречаемости данной патологии составляет только 2 % атрезии ДПК [3]. Диагноз может быть установлен уже в пренатальном периоде, что способствует направлению женщины для родоразрешения в специализированное учреждение или своевременному переводу новорожденных в хирургический стационар [4]. Наличие в просвете ДПК мембраны с отверстием проявляется клинической картиной частичной обструкции и может развиться в разные сроки после рождения. В ряде случаев симптомы заболевания проявляются постепенно, что может привести к ошибочной диагностике и, как следствие, неправильному лечению [5–7].
Несмотря на развитие хирургии новорожденных, некоторые вопросы лечения детей с неполной мембраной ДПК остаются дискутабельными.
Цель работы — провести анализ результатов диагностики и лечения детей с данным заболеванием в условиях Республиканской детской клинической больницы г. Уфы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В Республиканской детской клинической больнице г. Уфы на стационарном лечении находились 34 ребенка с неполной мембраной ДПК в период с 2005 по 2020 г. Из них 19 (55,8 %) мальчиков и 15 (44,2 %) девочек. Возраст детей на момент госпитализации был 9,7 ± 2,7 сут. Трое детей поступили в возрасте старше 1 мес. (55 дней в среднем). У 13 (38,2 %) детей были выявлены сопутствующие пороки развития (табл. 1).
Таблица 1. Сопутствующие пороки развития у детей с неполной мембраной двенадцатиперстной кишки
Table 1. Concomitant malformations in children with incomplete duodenal membrane
Врожденный порок развития | Количество детей (n) |
Врожденные пороки сердца, всего, из них: дефект межжелудочковой перегородки аневризма межпредсердной перегородки дефект межпредсердной перегородки единственный желудочек сердца открытый атриовентрикулярный канал | 7 3 1 1 1 1 |
Врожденные пороки желудочно-кишечного тракта, всего, из них: грыжа пищеводного отверстия диафрагмы атрезия пищевода с дистальным трахеопищеводным свищом незавершенный поворот кишечника | 3 1 1 1 |
Врожденные пороки развития костно-мышечной системы, всего, из них: врожденная косолапость полидактилия | 2 1 1 |
Врожденное полное расщепление верхней губы, альвеолярного отростка, мягкого и твердого нёба | 1 |
Тазовая дистопия левой почки | 1 |
У 4 (11,7 %) детей был синдром Дауна — у 3 девочек и 1 мальчика [8, 9]. Антенатально диагноз установлен в 21 (61,8 %) случае на сроке гестации 28 ± 1,2 нед. У матерей отмечался отягощенный акушерский анамнез в 29 (85,2 %) случаях (табл. 2).
Таблица 2. Акушерские и соматические заболевания матерей
Table 2. Obstetric and somatic diseases of women
Анамнез | Количество женщин (n) |
Акушерская патология | |
Многоводие Хроническая фетоплацентарная недостаточность Раннее излитие околоплодных вод Ранний токсикоз Угроза прерывания беременности | 11 10 8 7 4 |
Соматические заболевания | |
Кольпит | 8 |
Железодефицитная анемия (средней, тяжелой степени) | 7 |
В 11 (32 %) случаях дети были рождены путем кесарева сечения. Средний гестационный возраст детей составил 37,2 ± 1,9 нед. Вес детей при рождении 2,7 ± 0,12 кг. Оценка детей по шкале Апгар в среднем была 6/7 баллов. Физическое развитие детей оценивали по центильным таблицам Фентона1.
Всем детям проводили лабораторно-инструментальные обследования и лечение согласно стандарту оказания медицинской помощи больным с врожденным отсутствием, атрезией и стенозом тонкого кишечника2.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Физическое развитие 22 детей находилось в пределах 90–10 ‰: антропометрические показатели соответствовали гестационному возрасту. У 6 детей — от 10 до 3 ‰: малый размер плода для гестационного возраста. У 5 детей физическое развитие было ниже 3 ‰, что соответствовало задержке внутриутробного развития. Трое детей, поступившие в возрасте старше 1 мес., имели дефицит массы тела от 20 до 35 %. До осмотра хирурга дети наблюдались у педиатра или гастроэнтеролога, проводилась консервативная терапия: назначение антирефлюксной смеси в 5 случаях, противорвотного препарата (Домперидон) — в 3 случаях, дробное кормление маленьким объемом — в 5. При развитии клинических симптомов у детей, находящихся в родильном доме, лечение назначалось неонатологами: кормление в трофическом объеме — в 5 случаях, зондовое кормление — в 4. В 6 случаях дети обращались в клинику с подозрением на врожденный гипертрофический пилоростеноз. В основном дети поступали с жалобами на рвоту или срыгивания с примесью желчи, низкую прибавку массы тела (табл. 3).
Таблица 3. Клинические симптомы у детей при поступлении
Table 3. Clinical features of the children on admission
Симптомы | Количество детей (n) |
Рвота с примесью желчи Низкая прибавка массы тела после рождения Частые срыгивания с примесью желчи Частые срыгивания желудочным содержимым без примеси желчи Рвота желудочным содержимым без примеси желчи Отрицательная динамика веса | 14 9 8 6 6 5 |
При объективном осмотре живота: перитонеальные знаки были отрицательные, имело место вздутие живота в эпигастральной области и западение живота в нижележащих отделах (рис. 1).
Рис. 1. Внешний вид ребенка с неполной мембраной двенадцатиперстной кишки — увеличение верхних отделов живота
Fig. 1. Appearance of a child with an incomplete duodenal web, showing enlargement of the upper abdomen
В большинстве случаев в общем анализе крови отмечалась гемоконцентрация, в биохимическом анализе крови — электролитные нарушения (гипокалиемия, гипонатриемия, гипохлоремия), тенденция к метаболическому алкалозу по данным газового состава крови.
На рентгенографии определялись увеличенные в размерах желудок и ДПК, снижение газонаполнения нижележащих отделов кишечника. С целью оценки пассажа содержимого по ЖКТ, уточнения уровня обструкции кишечника, проводили рентгеноконтрастное исследование — введение через желудочный зонд жидкого сульфата бария в объеме, не превышающем 1/3 нормы объема кормления на 1 прием. На серии снимков через 30 мин и 3 ч отмечалась задержка контрастного вещества в желудке и ДПК, частичная эвакуация контрастного вещества в петли тонкой кишки (рис. 2).
Рис. 2. Рентгенография с контрастированием бариевой взвесью: a — через 30 мин контраст в желудке и ДПК, частично в петлях тонкой кишки; b — через 3 ч часть контраста остается в желудке, ДПК и бóльшая часть в петлях тонкой кишки
Fig. 2. X-ray imaging with contrast enhancement using barium sulfate: a — contrast was found in the stomach and duodenum and partly in the small intestine after 30 min; b — part of the contrast after 3 hours
При наличии рвоты с примесью желчи, с целью исключения заворота кишечника, обследование начинали с ирригографии. Ультразвуковую диагностику применяли с целью оценки пилорического отдела желудка, наличия объемных образований, вызывающих обструкцию кишечника, и поиска сопутствующей патологии. В 17 случаях, когда введенная 1/3 объема контрастного вещества от нормы кормления проходила без выраженной задержки, с целью уточнения диагноза, проводили фиброэзофагогастродуоденоскопию (ФЭГДС) (рис. 3). Использовали эндоскоп диаметром от 5,5 до 7,5 мм в зависимости от возраста и веса ребенка.
Рис. 3. Мембрана двенадцатиперстной кишки с щелевидным отверстием в центре
Fig. 3. Duodenal membrane with a slotted hole in the center
Всем детям потребовалась предоперационная подготовка: коррекция электролитных, кислотно-основных нарушений, восстановление водного баланса, посиндромная терапия. В среднем подготовка к операции продолжалась в течение 5 ± 0,37 сут. Оперативное лечение заключалось в дуоденотомии в продольном направлении, частичном иссечении мембраны и ушивании ДПК в поперечном направлении (рис. 4).
Рис. 4. Этапы оперативного лечения: a — внешний вид мембраны двенадцатиперстной кишки; b — продольная дуоденотомия и введение инструмента через отверстие в мембране; c — двенадцатиперстная кишка ушита в поперечном направлении
Fig. 4. Stages of surgical treatment: a — appearance of the duodenal membrane; b — longitudinal duodenotomy and insertion of the instrument through the hole in the membrane; c — the duodenum is sutured in the transverse direction
Лапароскопическим доступом оперированы 10 (29,5 %) детей. Средняя продолжительность операции составила 78 ± 5,8 мин. В 3 случаях была конверсия на лапаротомию. В 21 (61 %) случае дети были оперированы лапаротомным доступом. Средняя продолжительность операции составила 79 ± 3,1 мин. Локализация мембран: в 56,2 % — нисходящая часть ДПК, в 37,5 % — верхняя часть (луковица) ДПК, в 6,3 % — в горизонтальной части. Длительность лечения в отделении реанимации составила 9,8 ± 0,9 сут.
Энтеральное кормление было начато на 4,9-й день (± 0,6) день после операции, осуществлялось через соску в 21 (61,8 %) наблюдении, у 9 (26,4 %) детей, при невозможности кормления через соску, использовали желудочный зонд, у 4 (11,8 %) кормление проводили через интестинальный зонд. Используя критерий Краскела–Уоллиса проведено сравнение длительности лечения в условиях реанимационного отдела в зависимости от способа кормления. Наблюдались статистически значимые различия в длительности лечения в отделении реанимации среди детей, которые кормились через соску, р = 0,03 (табл. 4).
Таблица 4. Сравнение длительности лечения в условиях отделения реанимации в зависимости от способа кормления
Table 4. Comparison of treatment duration in the intensive care unit, depending on the feeding method
Способ кормления | Число детей (n) | Всего дней кормления | Среднее арифметическое на больного |
Через соску Через желудочный зонд Через интестинальный зонд | 21 9 4 | 303,5000 216,0000 75,5000 | 14,45238 24,00000 18,87500 |
Данное наблюдение объясняется тем, что раннее начало энтерального кормления наиболее физиологичным путем способствует более быстрому восстановлению функции ЖКТ. Продолжительность госпитализации составила 27 ± 1,4 дней. Дети, оперированные лапароскопическим доступом, статистически значимо (р = 0,01) были выписаны домой раньше детей, оперированных лапаротомным доступом (рис. 5).
Рис. 5. Продолжительность госпитализации детей в зависимости от хирургического доступа
Fig. 5. Duration of treatment of children depending on operation access
ОБСУЖДЕНИЕ
Неполная мембрана ДПК, как редкий врожденный порок развития, чаще всего проявляется в неонатальном периоде. Имеет значение антенатальное выявление порока, так как это способствует своевременному осмотру хирурга и госпитализации в специализированное учреждение. Диагностика НМ после рождения вызывает затруднения по ряду причин. Отсутствие явной клинической картины непроходимости кишечника — ребенок может даже какое-то время усваивать энтеральное кормление [10]. Постепенное развитие симптомов — от редких срыгиваний до многократной рвоты, или наличие таких неспецифичных симптомов, как низкая прибавка массы тела или отрицательная динамика массы тела. Обзорная рентгенография не всегда бывает достаточно информативной и помогает лишь частично исключить острую хирургическую патологию. Поэтому необходимо проводить рентгеноконтрастное исследование ЖКТ и/или ФЭГДС [11, 12]. Учитывая частое сочетание НМ ДПК с другими пороками развития, лабораторно-инструментальные обследования должны быть комплексными. Лечение при данной патологии только оперативное. Хирургическое вмешательство проводится после предоперационной подготовки — коррекции электролитных нарушений, восстановления водного баланса, кислотно-основного состояния. Оперативное лечение заключается в дуоденотомии, частичном иссечении мембраны, ушивании ДПК в поперечном направлении. Предпочтительнее оперировать лапароскопическим доступом [13]. Раннее энтеральное кормление через соску способствует восстановлению функции ЖКТ, что приводит к сокращению длительности лечения в условиях реанимационного отделения и продолжительности госпитализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на редкость рождения детей с неполной мембраной двенадцатиперстной кишки, необходима настороженность в отношении возможности данной патологии при нечеткой клинической картине со стороны ЖКТ, и такие дети должны концентрироваться в специализированном хирургическом стационаре. Детальный сбор анамнеза заболевания и жизни ребенка, качественные инструментальные обследования способствуют своевременной установке диагноза и оперативному лечению.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / DISCLAIMERS
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.
1 Таблицы для оценки роста новорожденных и грудных детей. Доступно: https://pediatricsrus.site/prevention/tablicy-dlja-ocenki-rosta-novorozhdjonnyh-i-grudnyh-detej/
2 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 марта 2006 г. № 207 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с врожденными отсутствием, атрезией и стенозом тонкого кишечника, с врожденными отсутствием, атрезией и стенозом толстого кишечника». Доступно: https://docs.cntd.ru/document/902276228
Об авторах
Радмила Айратовна Нафикова
Башкирский государственный медицинский университет; Республиканская детская клиническая больница
Автор, ответственный за переписку.
Email: nafikova.radmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2850-9178
SPIN-код: 8349-4929
аспирант
Россия, 450008, Уфа, ул. Ленина, д. 3; УфаАитбай Ахметович Гумеров
Башкирский государственный медицинский университет
Email: pedsurg@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-6183-8286
доктор медицинских наук, профессор
Россия, 450008, Уфа, ул. Ленина, д. 3Ильдар Искандарович Галимов
Башкирский государственный медицинский университет
Email: gildar777@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3970-9338
канд. мед. наук, доцент
Россия, 450008, Уфа, ул. Ленина, д. 3Артем Евгеньевич Неудачин
Республиканская детская клиническая больница
Email: nartem73@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7448-5835
врач-хирург детский
Россия, 450008, Уфа, ул. Ленина, д. 3Список литературы
- Козлов Ю.А., Подкамнев В.В., Новожилова В.А. Непроходимость желудочно-кишечного тракта у детей: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 189–224 с.
- Ростовцев Н.М., Бабошко П.Г., Базалий В.Н., и др. Результаты лечения дуоденальной непроходимости у новорожденных // Педиатрический вестник Южного Урала. 2016. № 2. С. 63–66.
- Ladd A.P., Madura J.A. Congenital duodenal anomalies in the adult // Arch Surg. 2001. Vol. 136. P. 576–584. doi: 10.1001/archsurg.136.5.576
- Castro P.T., Matos A.P., Werner H., Araujo E. Congenital Duodenal Stenosis: Prenatal Evaluation by Three-dimensional Ultrasound HD live Silhouette Mode, Magnetic Resonance Imaging, and Postnatal Outcomes. Case Reports // J Med Ultrasound. 2019. Vol. 27. No. 3. P. 151–152. doi: 10.4103/JMU.JMU_14_19
- Zimmer V., Bergheim Ch. Late-presenting duodenal web // Clin Gastroenterol Hepatol. 2020. Vol. 18. No. 1. P. 35–44. doi: 10.1016/j.cgh.2018.08.072
- Maldonado G., Paredes C., Cedeño H., et al. Duodenal membranes: a late diagnosis evidenced by foreign bodies. Case Reports // Oxf Med Case Reports. 2017. Vol. 12. P. 253–254. doi: 10.1093/omcr/omx071
- Цап Н.А., Рокина Л.В., Гайдышева Е.В., и др. Мембранозная непроходимость двенадцатиперстной кишки // Детская хирургия. 2019. Т. 23, № 10. С. 66–71.
- Mirza B., Ijaz L., Saleem M., Sheikh A. Multiple associated anomalies in a single patient of duodenal atresia: a case report // Cases J. 2008. Vol. 6. P. 215. doi: 10.1186/1757-1626-1-215
- Lee S.S., Hwang S.T., Jang N.G., et al. A case of congenital duodenal web causing duodenal stenosis in a Down syndrome child: endoscopic resection with an insulated-tip knife // Gut Liver. 2021. Vol. 15. No. 4. P. 105–109. doi: 10.5009/gnl.2011.5.1.105
- Mahendra K., Reyaz A., Sujeet P. Delayed presentation of a congenital duodenal web managed successfully with incision of web // BMJ Case Report. 2020. Vol. 22. P. e237307. doi: 10.1136/bcr-2020-237307
- Rattan K.N., Singh J., Dalal P. Delayed presentation of congenital intrinsic duodenal obstruction in children with non-bilious vomiting: a diagnostic dilemma // J Ped Neonates. 2018. Vol. 7. P. 285–294. doi: 10.7363/070218
- Bethell G.S., Long A.-M., Knight M., Hall N.J. Congenital duodenal obstruction in the UK: a population-based study // Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 2020. Vol. 105. No. 2. P. 178–185. doi: 10.1136/archdischild-2019-317085
- Chung P.H., Wong C.W., Ip D.K., et al. Is laparoscopic surgery better than open surgery for the repair of congenital duodenal obstruction? A review of the current evidences // J Pediatr Surg. 2017. Vol. 52. No. 3. P. 498–505. doi: 10.1016/j.jpedsurg.2016.08.010