To the 90-th Anniversary of Maya K. Bukhrashvili

封面


如何引用文章

全文:

详细

Description of the professional activities and merits of the chief physician of one of the oldest children's hospitals in Moscow - .K.A. Timiryazev Children's Hospital №20 - Maya K. Bukhrashvili, celebrating her anniversary.

全文:

Бухрашвили Мая Константиновна

 

В этой рубрике нашего журнала публикуются материалы о юбилярах — детских хирургах и анестезиологах-реаниматологах, внесших значительный вклад в прогресс своих специальностей, и впервые размещается статья о главном враче. Объясняется данный факт двумя причинами: во-первых, главный врач руководил не совсем обычной больницей, а именно: Детской городской больницей № 20 им. К.А. Тимирязева, созданной в 1934 г., единственным в Москве, Советском Союзе и России специализированным стационаром по оказанию экстренной медицинской помощи детям с острыми хирургическими заболеваниями и травмами. И вторая причина — незаурядная личность самого главного врача, профессиональная жизнь которого была направлена на создание благоприятных условий для развития детской хирургии.

Биография

Мая Константиновна Бухрашвили родилась в Москве. Великую Отечественную войну она встретила ученицей школы № 528 и уже в возрасте 12 лет вместе со всем классом после занятий шла на швейную фабрику, где пришивала пуговицы, обметывала петли на армейском обмундировании — дети помогали фронту и получали рабочую карточку, так работали до 1945 г. После окончания средней школы Мая Константиновна поступила в Третий медицинский институт, проучилась год и перевелась на педиатрический факультет во 2-й Медицинский институт им. Н.И. Пирогова, по окончании которого в 1957 г. трудилась в детской поликлинике № 18 Москвы участковым педиатром и, пройдя специализацию в Русаковской больнице, совмещала должность детского хирурга. В 1963 г. Маю Константиновну назначили главным врачом Детской городской больницы № 20 им. К.А. Тимирязева. В этой должности она проработала до ликвидации учреждения в 2004 г., а затем еще осталась главным врачом созданного НИИ неотложной детской хирургии и травматологии до выхода на пенсию в 2014 г. Таким образом, ее стаж в должности главного врача составил 50 лет.

Главный врач

Главный врач в отечественных условиях в первую очередь должен быть хорошим хозяйственником. Мая Константиновна приняла больницу, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии: здания бывшей больницы Общины сестер милосердия, построенные в 1896 г., нуждались в постоянном ремонте, палаты не соответствовали санитарным нормам, коммуникации изношены. И Мая Константиновна проявила недюжинные организаторские способности, затратила много энергии, времени, личного обаяния, для того, чтобы больница постоянно развивалась: и это не только текущие ремонты, но и коренная реконструкция плохо приспособленных помещений для полноценного функционирования скоропомощного стационара. С каждым годом что-то прибавлялось: новый хорошо оборудованный пищеблок, закрытый переход между корпусами, центральная стерилизационная, «чистая» операционная, помещения для компьютерного томографа. Она прекрасно понимала, что популистский лозунг «Хороший хирург может оперировать и в сарае!» можно оставить для средств массовой информации, а для выполнения хирургических вмешательств, кроме квалифицированного персонала, нужны соответствующие всем правилам асептики операционные с современным медицинским оборудованием, диагностические, лечебные и реабилитационные отделения, вспомогательные службы. И Мая Константиновна этим постоянно занималась, что было неимоверно трудно при постоянном дефиците бюджетного финансирования и бюрократических строгостях постатейного распределения средств. Иногда приходилось нарушать инструкции, в таких случаях она говорила: «Мы делаем не для себя, а для детей. Пусть потом накажут». Она не боялась рисковать, и всегда выигрывала. Еженедельно она проводила обходы подразделений больницы, и ни одна мелочь не ускользала от ее внимания, тут же принимались меры по устранению недостатков.

Но главный врач должен быть не только хозяйственником. Мая Константиновна всегда поддерживала рациональные идеи хирургов по совершенствованию лечебно-диагностического процесса в больнице и всячески способствовала этому. Так, всеми правдами и неправдами она «добыла» рентгеноаппарат с ЭОПом (электронно-оптическим преобразователем), 1963 г. выпуска, производства ГДР. Этот аппарат совершил своего рода революцию в травматологии, поскольку у врачей появилась возможность контролировать процесс репозиции переломов, а не облучать многократно детей и себя, делая контрольные снимки. С помощью этого аппарата начали выполняться миниинвазивные операции. С учетом большого числа пациентов с черепно-мозговой травмой было создано отделение нейрохирургии, оснащено и укомплектовано отделение реанимации и интенсивной терапии.

В названии больницы первоначально отсутствовал термин «клиническая», но таковой она была по сути, являясь клинической базой Центрального института травматологии и ортопедии, которую возглавлял Николай Григорьевич Дамье, создавший на основе материала больницы первое отечественное руководство по детской травматологии. Врачи больницы активно занимались научной работой: анализировали результаты лечения, писали статьи, выступали на заседаниях хирургических обществ, защищали диссертации. И главный врач активно поддерживала эту деятельность. Когда ее заместитель по лечебной работе Евгений Иосифович Финкельсон предложил использовать лапароскопию в диагностике острого аппендицита, такого опыта в педиатрической практике ни в Москве, ни в СССР ни у кого не было, а было много скептиков и противников, но Мая Константиновна приобрела лапароскоп Ленинградского завода «Красногвардеец», и хирург Олег Дмитриевич Граников первым начал активно применять эту методику в неотложной хирургии. Затем хирурги больницы освоили лапароскопию, в каждой дежурной бригаде был врач, владеющий этим методом. Впоследствии на базе больницы обучались хирурги из стационаров Москвы, Горького и других городов.

У Маи Константиновны была отличительная черта — стремление к совершенствованию работы, в больнице развивалась научная организация труда (НОТ), оформлялись рационализаторские предложения, еще в 70-е годы XX века были заказаны в типографии шаблоны протоколов операций, которые заполняли на пишущей машинке и вклеивали в историю болезни и операционный журнал. Как только появились первые компьютеры, было выделено специальное помещение, закуплен и установлен очень громоздкий отечественный аппарат «Искра», обучены сотрудники. Все это очень пригодилось в последующем, когда все отделения больницы были оснащены компьютерной техникой и все отчеты и выписки оформлялись с ее использованием.

Если ребенок получает травму, нередко страдает и его психика, поэтому в больницу были приглашены на постоянную работу медицинские психологи, в то время и ставки для них в штатном расписании отсутствовали. Как и не было ставки юриста, роль которого приходилось выполнять главному врачу, поэтому Мая Константиновна неоднократно изучала медицинское право на циклах тематического усовершенствования. И, наверное, впервые в Москве в 1990-х годах был заключен договор со страховой компанией о юридической ответственности врачей хирургов, анестезиологов-реаниматологов и медсестер-анестезистов.

Переход на систему обязательного медицинского страхования (ОМС) быль очень болезненным для лечебных учреждений, но «мы должны играть по тем правилам, которые нам навязали». Поэтому Мая Константиновна детально проработала документы по ОМС, затем специально посетила клинику Святослава Федорова для изучения опыта работы в системе ОМС и принципов премирования персонала. Результаты анализа полученных сведений позволили внедрить рациональные методы взаимодействия со страховыми организациями, и больница успешно функционировала в новых условиях, а сотрудники имели материальные поощрения.

Но основная заслуга главного врача — формирование слаженного коллектива. Заступив на эту должность, Мая Константиновна была молодой женщиной и не имела солидного опыта управления, а коллектив врачей состоял из хирургов, прошедших Великую Отечественную войну, но она сумела найти общий язык со всеми и достаточно быстро завоевала авторитет своим умом, трудолюбием и справедливым отношением к людям. Приоритеты были расставлены четко: основные — это лечебные отделения, а остальные — кадры, бухгалтерия и другие подразделения (они также важны) — должны обеспечивать бесперебойную работу первых.

Мая Константиновна постоянно заботилась о повышении квалификации сотрудников. Врачи и медицинские сестры регулярно учились на циклах усовершенствования и рабочих местах, получали квалификационные категории. Главный врач была председателем аттестационной комиссии по специальности «сестринское дело» Департамента здравоохранения г. Москвы.

Мая Константиновна хорошо знала всех (почти 200 человек) сотрудников, помогала в решении жилищных, медицинских и бытовых проблем. Двери ее кабинета всегда были открыты. Распределение премий всегда проходило прозрачно с учетом коэффициента трудового участия, который определял заведующий отделением, каждый сотрудник знал, что его труд и инициатива будут достойно оценены. Или вот такой факт: на общем собрании коллектива было принято решение о выделении врачам, медсестрам и санитаркам, ушедшим на пенсию и проработавшим в больнице не менее 30 лет, ежемесячно выплачивать по 1000 рублей.

Не последнюю роль в успехах главного врача играла и ее манера общения: искренняя, интеллигентная. Это помогало устанавливать контакты с руководителями здравоохранения и городскими властями. Мая Константиновна могла на равных разговаривать и с санитаркой, и с академиком. У нее были прекрасные отношения со всеми ведущими детскими хирургами Москвы: Юрием Федоровичем Исаковым, Станиславом Яковлевичем Долецким, Эдуардом Александровичем Степановым, Вальтером Михайловичем Державиным, Вахтангом Панкратовичем Немсадзе и другими врачами и научными сотрудниками.

Клиницист

Мая Константиновна приобрела очень хорошую клиническую подготовку и в течение многих лет консультировала поступивших больных в качестве педиатра, помогая установить истинную причину заболевания. Она стала блестящим диагностом, и нередко осматривая больных с отмененным диагнозом острого аппендицита, рекомендовала хирургам вернуться к нему, и эти пациенты в большинстве случаев были оперированы.

Общественный деятель

Маю Константиновну неоднократно избирали депутатом Октябрьского Совета народных депутатов. В 1997 и 1999 гг. она была избрана советником районного Собрания. С 2004 г. стала депутатом муниципального Собрания муниципального образования Якиманка. Мая Константиновна была инициатором восстановления Храма Иверской иконы Божьей Матери, расположенного на территории больницы. В 1993 г. храм вновь открыл свои двери. Были сохранены и реставрированы исторические реликвии учреждения со времен его создания.

Звания и награды

Заслуженный врач Российской Федерации, Почетный донор СССР. Награждена правительственными наградами: «Знак Почета», «Орден Дружбы», «Орден Пирогова», медаль «В память 850-летия Москвы»; общественной наградой: медалью ордена «За профессионализм и деловую репутацию».

Президиум Российской ассоциации детских хирургов, редакция журнала «Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии», коллеги и друзья поздравляют Маю Константиновну с Юбилеем!!!

×

作者简介

Vladimir Petlakh

Pirogov Russian National Research Medical University

编辑信件的主要联系方式.
Email: vladimirip1@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5403-313X
SPIN 代码: 9100-6976
https://dgkb-9.ru/specialists/petlakh/

Dr. Sci. (Med.)

俄罗斯联邦, 1 Ostrovityanova st., 117997, Moscow

参考

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Petlakh V.I., 2021

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用-禁止演绎 4.0国际许可协议的许可。

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 81892 от 24.09.2021 г.


##common.cookie##